На Майорке, рядом с побережьем в западной части острова есть такой город Сольер. Главная его географическая особенность в том, что он со всех сторон окружен горным массивом Трамунтана, и поэтому до начала XX века оставался практически изолированным от остального острова. Все изменилось со скачком спроса на лимоны и апельсины (а они очень хорошо растут в долине в окрестностях Сольера), когда ради увеличения торгового оборота решили проложить отдельную ветку железной дороги из столицы острова в Сольер. Узкоколейку с деревянными вагонами английского производства запустили в 1912 году, а в 1929 электрифицировали. Сегодня тот самый деревянный подвижной состав используется как альтернативный автомобильной дороге способ добраться в Сольер из Пальмы. Именно из-за первоначальной задачи, которую выполняла железная дорога, сегодня этот поезд известен как «Апельсиновый экспресс».
Поскольку нашей целью в тот день было добраться до побережья, мы решили воспользоваться этим туристическим маршрутом и посмотреть, как все устроено.
Поезд в Сольер — это единственный междугородний транспорт в Пальме, который отправляется не с подземного вокзала, а с расположенной рядом старой станции, как и 100 лет назад. Вагоны в отличном состоянии — уж не знаю, каков процент оригинальных з/ч ;) Билеты продаются только в кассе и только за наличные (видимо, тоже для аутентичности)


Ползет поезд неспешно, максимально разгоняясь километров до 40 в час, и как раз примерно за этот час преодолевает небольшое расстояние между Пальмой и Сольером (напрямую вообще всего 20 км).
Только вы проезжаете первые километры от расположенной на берегу моря Пальмы, как пейзажи резко меняются — выжженная солнцем земля и горы на горизонте. Да тут вестерны снимать можно:


Поскольку во всем поезде свободно можно выходить на открытую площадку во время движения, выгоднее всего ехать в последнем вагоне — на задней площадке здесь открывается обзор на 180 градусов, а на передней можно охладиться потоком набегающего воздуха (актуально в тридцатиградусную жару без кондиционера)

Оливковые рощи и горная цепь Сьерра-де-Трамунтана:


По мере приближения к Сольеру дорога проходит сквозь горы:

На этом коротком маршруте проложено аж 13 туннелей, большинство из которых поезд проскакивает за несколько секунд, но есть одно исключение… Значит, стоишь себе на задней площадке вагона, когда поезд въезжает в очередной туннель, и где-то через минуту-другую понимаешь, что заканчиваться он не собирается. Становится холодно, пахнет мхом и плесенью. Свет в конце туннеля медленно сжимается в точку…

…и еще через некоторое время окончательно пропадает:

Очень круто, рекомендую ;)
Потом я, конечно, поискал в интернете и выяснил, что туннель этот так и называется — «Главный» (Túnel Major), а длина его составляет 2876 метров!
Вскоре после этого туннеля открывается вид на город Сольер:

Поскольку поезд сейчас в основном используется туристами, то он здесь даже делает остановку на смотровой площадке, чтобы все желающие смогли сделать фоточку из разряда «Я на фоне достопримечательности».
Ближе к Сольеру начинаются лимонные рощи, вплотную примыкающие к железной дороге — при желании можно даже сорвать лимон на ходу:

Вскоре состав прибывает в Сольер — на единственную станцию, т.к. современной железной дороги тут нет.


Сам город мы решили осмотреть на обратном пути и сразу же направились к морю, в Порт-де-Сольер. Фактически это отдельный город, расположенный в пяти километрах от Сольера. Все дело в стародавней традиции строить города на небольшом отдалении от моря, чтобы проще было держать оборону.
Из Сольера в Порт-де-Сольер ходят трамваи тех же годов, что и поезд. Проезд стоит целых 5 евро (маршрут-то туристический), но если покупать сразу вместе с билетом на поезд, то обойдется чуть дешевле:

По дороге снова много лимонных деревьев:

Минут через 15 трамвай добирается до моря:

Сразу же залезем на гору, чтобы осмотреться.

Ну вот, примерно так и выглядит Порт-де-Сольер — небольшая бухта, застроенная по периметру жилыми домами, отелями и ресторанами:

Сам Сольер «спрятан» где-то за горой слева.
Доступ к воде здесь только из бухты, т.к. во всех остальных местах побережье выглядит вот так:

В городе почти ничего нет. Есть только пляж…

…линия однотипных ресторанчиков…


…и отели с видом на море. Правда, чего здесь делать больше трех-четырех часов — решительно не понимаю.
Часа за полтора до обратного поезда выдвигаемся на трамвае назад, в Сольер.

Сольер оказался довольно уютным южным городком со всеми необходимыми атрибутами. С церковью и открытыми кафе на главной площади:

С людной пешеходной торговой улицей:



И с пустынными переулками, в которые попадаешь сразу же, свернув с этой торговой улицы:



Кто-то себе забабахал пластиковые балконы прямо на старый фасад (я-то думал, что в этих краях за такое по голове не погладят, ан нет, стоит себе родного вида трущоба):

Трамвай проходит прямо сквозь центральную площадь, ж/д вокзал здесь буквально за углом:

Кстати, одна из наиболее важных для нас с вами особенностей Сольера — здесь есть местная минипивоварня! Варят они сейчас всего три сорта под маркой Sullerica: светлый эль, витбир и портер, которые объединяет одна характерная черта, подчеркивающая происхождение пива — при варке в сусло добавляют апельсиновые цветы. Все сорта доступны в бутылке.
Но непосредственно о пиве расскажу чуть позже. Пока же подведем итог: если вы готовы пробыть некоторое время в толпе других туристов, то поездка на Апельсиновом экспрессе вполне достойна того, чтобы посвятить ей отдельный день на Майорке.

Один комментарий : “Сольер, Порт-де-Сольер и «Апельсиновый экспресс»”


Люблю такие «старопоездатые» путешествия. Взял на заметку, спасибо за сочный рассказ.