В течение прошлых трех недель по понедельникам все желающие могли посетить мини-курс дегустационных лекций, посвященный пивоваренным школам трех стран: Великобритании, Германии и Бельгии. Чтобы повысить интерес участников и заодно привлечь неофитов, был придуман такой забавный ход — провести аналогию между каждым пробуемым сортом пива и неким музыкальным произведением из соответствующей страны. Такую инновацию я пропустить, разумеется, никак не мог, поэтому посетил все три лекции :)

Поскольку в числе организаторов значились проект Пивной сомелье и движение Пивной культ, нетрудно догадаться, что ведущим выступил известный эксперт в области пива Юрий Катунин. Само мероприятие проходило в дегустационном зале пивного бутика Бакунин:

Пивной бутик Бакунин

20131202_DSC_1519

Проходило это все весьма занимательно: фоном включали отрывок произведения, раздавали всем пиво в дегустационных бокальчиках, после чего Юрий предлагал аудитории назвать, что же за произведение мы только что послушали и кто его исполнитель, а также попробовать словами описать опробованное пиво и, возможно, отгадать его марку. Затем ведущий «раскрывал карты» и предъявлял всем бутылку, из которой только что было налито пиво. Тех, кто успешно справлялся с заданием, ждали призы.

20131202_DSC_1524

Ключевая идея примерно такова: нот всего семь (и не надо умничать про полутона и бенды! :)), а музыкальных стилей и композиций бесчисленное множество. Улавливаете аналогию с пивом? То-то…

В первую нашу встречу, 2 декабря, мы пробовали британцев. Спектр пива и музыки получился широким: от пэйл эля до портера и стаута, от британской классики до Лед Зеппелин и Секс Пистолс. Чуть ниже приведен полный список соответствий, так что, кто желает, можете проверить их на себе ;)

20131202_DSC_1540

20131202_DSC_1520

20131202_DSC_1538

Призами, кстати, на первой встрече были книги «Пиво: 500 великих марок» Джэксона и весьма редкое издание «Пиво Российской Империи».

А вот и сам список в порядке представления сортов и соответствующих им композиций:

1. Williams Bros Fraoch / Greensleeves (в исполнении Richard Clayderman)
2. Fullers London Pride / Ральф Воан-Уильямс — Фантазия на темы Томаса Таллиса (в исполнении Iva Davies, Christopher Gordon & Richard Tognetti)
3. Shepherd Neame Bishops Finger / The Beatles — Let it Be (в исполнении Welsh National Orchestra)
4. Fullers Honey Dew / Frankie Valli — Can’t Take My Eyes Off You (в исполнении Энгельберта Хампердинка)
5. Shepherd Neame Spitfire / Shocking Blue — Venus (в исполнении Тома Джонса)
6. Wychwood Hobgoblin / Led Zeppelin — Stairway To Heaven (в исполнении Apocalyptica)
7. Williams Bros Joker IPA / Madness — One Step Beyond
8. Fullers London Porter / Jethro Tull — Too Old To Rock’n’Roll (в исполнении London Symphony Orchestra)
9. Marston’s Oyster Stout / Rolling Stones — Satisfaction

Думаю, что не надо искать здесь связи на полном серьезе, ведь со слов самих организаторов, «презентации не претендуют на какой-то научный подход, но основаны лишь на ассоциациях и вкусовой синестезии» :)

А еще в качестве бонуса под God Save The Queen от Sex Pistols, но в исполнении Nouvelle Vague, нам налили Василеостровский First IPA. Надеюсь, что здесь основой для ассоциации все-таки послужила не фраза «No future for ya», много раз повторяемая в известнейшей песне пионеров панк-рока ;)

Интересная деталь: пиво в микроскопических дегустационных объемах (около 50 мл) воспринимается совершенно иначе. Особенно сильно отличается так называемое ощущение во рту, или тело пива. Например, 9й сорт мне показался какой-то легкой водичкой (особенно на контрасте с предыдущим Фуллерсом) без плотности вообще. Каково же было мое удивление, когда им оказался весьма уважаемый мной Oyster Stout — в таком «наряде» я его совершенно не узнал! ;) Та же самая картина не менее одного раза повторялась и на второй, и на третьей дегустациях.

Что ж, в следующий понедельник встреча была посвящена немецким пиву и музыке и называлась, соответственно, «Семь нот в бокале немецкого пива».

20131209_DSC_1759

20131209_DSC_1776

К списку призов добавилась еще одна книга — «Пиво. Атлас мира» Тима Уэбба и Стивена Бомона.

20131209_DSC_1768

«Немецкое пиво — это мир скучных лагеров», — думают многие и оказываются неправы. Да, большинство доступных немецких сортов — это пилснеры и хеллесы, но далеко не только на них держится мир. Даже вайцены, однообразные на первый взгляд, могут быть очень разными! А уж с музыкой все совсем однозначно — если вы попросите кого-нибудь перечислить известных классических композиторов, то первым вам наверняка назовут кого-нибудь из немцев.

20131209_DSC_1770

20131209_DSC_1773

Вот полный список пива и музыки со второй лекции:

1. Weihenstephaner Original / Сурок (Marmotte – Ludwig van Beethoven)
2. Dingslebener Edel Pils / Шутка Баха (Сюита №2 си минор)
3. Neuzeller Unser Schlaubetaler Landbier / Соната для фортепьяно №3 фа минор (Концерт без оркестра) Роберта Шумана
4. Weihenstephaner Hefeweissbier / Ария из сюиты №3 Ре мажор Баха
5. Neuzeller Schwarzer Abt / Ода к радости Бетховена в исполнении Дина Рида
6. Neuzeller Kirsch Bier / Nina Hagen & Leipzig Big Band — Sugar Blues
7. Schneider Weisse TAP 4 / Das Model (Kraftwerk в исполнении Детского академического хора)
8. Schneider Weisse TAP 5 Meine Hopfenweisse / Tic Tac Toe — Ich find dich Scheisse
9. Schlenkerla Rauchweizen / Rammstein — Ohne Dich
10. Schneider Weisse TAP 6 Unser Aventinus / Соната для фортепьяно №14 до диез минор – Лунная

20131209_DSC_1771

20131209_DSC_1772

Бонусом в этот раз выступило известнейшее австрийское пиво Eggenberger Samichlaus, поданный под «Волшебную флейту» Моцарта (Папагено, Der Vogelfanger bin Ich Ja). Кстати, напомню, что этим летом я сравнивал Самиклаус сразу трех разных годов, и результаты оказались неожиданные :)

Третья встреча, прошедшая в минувший понедельник, была посвящена бельгийцам.

20131216_DSC_1875

Конечно, бельгийское пиво — богатейший и интересный мир, но стоп… А что у нас там с бельгийской музыкой? Пока я ехал на встречу, пытался вспомнить хотя бы одного бельгийского композитора или бельгийскую группу и понял, что это же просто какой-то белый лист! Но проблема, как говорится, оказалась на моей стороне ;) С бельгийской музыкой на самом деле все хорошо. Взять хотя бы бельгийца Адольфа Сакса, который изобрел инструмент, сильно повлиявший на картину всей мировой музыки. И что же, интересно, это был за музыкальный инструмент, созданный господином Саксом? ;))

Но вернемся к пиву. На этот раз мы попробовали представителей практически всех основных бельгийских стилей, за исключением, разве что, сэйзонов и квадрюпелей.

20131216_DSC_1878

Полный список выглядит следующим образом:

1. Lindemans Faro / Panis Angelicus Предпоследняя строка гимна Sacris Solemniis Сезара Франка
2. Gueuze Jacobins / Шарль Огюст де Берио — Концерт №9 amoll (I часть)
3. Steenbrugge Blond / Элегия для альта и фортепьяно Анри Вьётана
4. Mort Subite Kriek / Соната для альтсаксафона и фортепьяно Жана Абсиля
5. Blanche de Namur / Adolphe Sax Quatour-Scaramouche III Brazialia (в исполнении Claude Delangle)
6. La Trappe Witte Trappist / Bert Joris — Lilys Lounge
7. The Chimay «Première” Red Cap / Mad Curry — Song For Cathreen
8. Delirium Nocturnum / Hypnos 69 — Burning Ambition
9. Duvel / La Pazop — Le La Loo Loo Le
10. Rodenbach / Daydream (Wallace Collection в исполнении Gunther Kallmann Chorus)

К списку призов, к слову, добавился еще Grimbergen Blonde, он же послужил бонусом на заключительной встрече.

20131216_DSC_1874

В общем, разбитое на три части мероприятие однозначно получилось увлекательным, а ведь именно такая цель, смею заподозрить, и ставилась изначально: заинтересовать тех, кто еще немногое знает о пиве, и помочь им понять, насколько этот мир может быть многогранным.

15 Коммент. : “Семь нот в бокале пива”

  1. между прочим, на рубеже 80-х и 90-х Бельгия была меккой электронной музыки, родившей немало очень известных и интересных проектов и даже чисто бельгийский стиль New beat. своеобразная мрачная музыка, нечто среднее между acid house и industrial. К сожалению, году к 91 стиль практически умер. А из всемирно известных представителей бельгии — front242, technotronic, 2unlimited

  2. Алексей пишет:

    Неплохие цены в Бакунине. А почему среди бельгийцев затесался голландец? Среди немцев 3 марки пивоварни Георгов Шнайдеров не совсем типичной для германских традиций.

    • Голландец — вынужденная мера, т.к. это единственный пшеничный траппист (весьма, кстати, посредственный при этом).
      А про немцев… смотря что понимать под германскими традициями ;) Если только пилс с вайценом, то и сахарный Шварцер Абт, и вишневый Киршбир тоже никак в эти традиции не вписываются.

      • Алексей пишет:

        Да и они не вписываются) Ну а кроме пилса и вайцена, есть же еще традиционные для немцев бок, дункель, кельш, хеллес… Просто я думал, что представляют семь марок традиционных для каждой страны. А то последний тап Х от Шнайдеров — это вообще портер-вайцен, и подать его как Германию, конечно, можно, но, согласитесь, это совсем за рамками традиционного пива вообще.

      • Пшеничный La Trappe не понравился? А мне он показался очень неплохим, особенно его плотность и крепость. Но, правда, в полной мере я его распробовал только в бутылке 0,75 и потом уже в разлив (что вообще удивительно).
        А вот упомянутый немецкий киршбир был просто неприлично сладок, даже по сравнению со сладкими криками… Допивал совсем без удовольствия.

        • А я его как раз в 0,75 и пил, показалось очень пустым. Сегодня как раз напишу пост со своими впечатлениями.
          Ну а на дегустации его подали вслепую, следующим после Бланш де Намю, и по сравнению с оным Ла Трапп показался совершенно безликим, и многие удивились, когда выяснилось, что это траппист :)

          • Странно… На мой вкус, Namur балансирует на грани водянистости (но успешно) и потому близок с прочим некислым витбирам типа Хугардена (на самом деле, их больше — штук пять помню, но названия из памяти вылетели).
            Хотя может, потому La Trappe и выпал, что он как-то суше и плотнее… Да и ожидания еще.. Траппист ))

  3. Я побывал только на последней встрече, но могу сказать, что формат мне показался несколько странным. По сути не было никакого рассказа, была дегустация с розыгрышем призов. Не знаю, какой в этом смысл, учитывая, что бельгийскую музыку не знал никто из присутствующих, да и пиво было порой почти невозможно угадать. Например, Blanche de Namur, самый обычный представитель витов, который очень трудно выделить из ему подобных. Поэтому такие встречи могли только показать, что в той или иной стране есть разные стили, но никакого рассказа об этих стилях не последовало. Если цель была просто пробудить интерес, то ок, но такие лекции должны быть еще и образовательными.
    Кстати Вы где-нибудь есть на фото?

    • Да, бельгийская встреча вышла самой трудной :) Угадать какой-нибудь блонд, дюббель или витбир вслепую оказалось очень трудно.
      На своих фото я всегда нахожусь с обратной стороны камеры, поэтому в кадр могу попасть только если сфотографирую зеркало :))

  4. я всеголишь новичок и открыл мир пива благодаря стаьте на екабу о путиводителе по типам пива ( спасибо огромное Мазай), и сегодня сидя на работе с удовольствием прочитал статью ( эх классно у вас в Питере, почти любое пиво найти можно не то что на Урале ) Собственно раз речь зашла о Shepherd’е, я с удовольствием уже 2-ю пятницу выпивая бутылочку Shepherd 1698, помогите разобраться с его классификацией, это что-то среднее между браун элем и пейлом? или стронг эль, есть стронг эль?
    Ps: вкус у него ну просто изумительнейший, особенно приятная горечь и долгое изумительное хмелевое послевкусие). надеюсь заинтересовал и скоро будут описания дегустаций чего нибудь из линейки shepherd’a.
    pss: долго не решался написать 1-й пост)

    • На самом деле на Урале с пивом тоже все нормально, только его надо по разным точкам собирать (как впрочем, и тут). Когда я жил в Челябинске, особых проблем с пивом не испытывал :)) разве что цены в среднем чуть выше, чем в СПб, а выбор не так уж кардинально хуже.
      В теории 1698 относят к ESB (Extra Special Bitter), но точно сказать, конечно же, не смогу, ибо пока не пробовал :)

      • Соглашусь, что с пивом ничего так на Урале, но магазинов где можно найти что то интересное — мало :( Но если эта проблема хоть как то решаема, то подобные мероприятия у нас не проходят, а жаль, думаю и желающие бы тоже нашлись…
        Спасибо автору за интересные обзоры, респект!

        • да-да именно это я и хотел сказать что начинать с известных: крушовице, нюкасл браун, леффе, немецких и чешских пилснеров даже интересно они есть практически уже везде, но когда понимаешь что хочется что-то ещё более интересное попробовать то тут придётся побегать поискать и раскошелиться. Bernard (чешский пилснер) очень уважаю, но есть он только в Metro. shepherd только в Яблоке (местная сеть) видел.

        • Интересное пиво обычно попадается в так называемых «премиум» магазинах с завышенными ценами и широким ассортиментом (например, «Лэнд» в Питере, «Теорема» в Челябинске, в Екатеринбурге тоже явно что-то подобное есть), часто бывает и в крупных федеральных сетях. Еще бывают и специализированные магазины, как упомянутый «Бакунин». Кстати, в ЕКБ как-то закупался пивом в магазине «Три толстяка», на Малышева рядом с сигарообразной высоткой :)) Но сейчас, говорят, эта сеть совсем в разливайку превратилась и больше ничего интересного они не продают.

          • Три толстяка превратилось в разливайки совмещенные с «какбыпабами» с разливными Паулайнером, Крушовицей и, прости Господи, Жигулевским. А для бирофилов в Екатеринбурге есть Монкаса на Татищева (вся линейка Jaws + бельгийцы и Shephred Name) и МАГНУМ (есть и немцы и бельгийцы и голландцы и англичане), кое-что есть в сети ОКей, в Ашане можно найти Фулерсов за 150 р. Кто ищет, тот всегда найдет.

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *